Как снять изоляцию с провода

26/08/2010 - 16:30
  

Способ первый - зубами

   Если поблизости нет подручных средств, зубы крепки и на месте, а провода нужно позарез зачистить – придется использовать этот способ. Обматываем провод вокруг ладони или пальцев левой руки, зажимаем его в передних зубах и аккуратно тянем. При удачном стечении обстоятельств, изоляция останется у вас в зубах, а очищенный провод в руке. Если зажмете провод слабо, провод выскользнет, если зажмете сильно, то прокусите оплетку, жилы провода попадут на зубы, и вместе с изоляцией вы снимете часть эмали (ощущение не из приятных). Вполне рабочий способ для полевых условий, но я бы не стал им злоупотреблять.

Плюсы:
 - позволяет снимать изоляцию в отсутствии инструментов

Минусы:
 - повреждает зубы
 - не позволяет зачищать короткие провода
 - подходит только для проводов в поливинилхлоридной оболочке

Способ второй - бокорезами

как зачистить провод кусачками  
  Бокорезы незаменимый и ходовой инструмент в хозяйстве электронщика. Используются для обрезания проводов, ножек радиоэлементов, снятия изоляции и маникюрных работ.
   Берем провод в левую руку и обматываем его вокруг ладони или пальцев. Если провод короткий, можно зажать его пинцетом и обмотать вокруг него.  В правую руку берем бокорезы и аккуратно прихватываем провод. Слегка нажимаем на бокорезы и тянем, пока изоляция не оторвется. Если зажать провод слишком сильно – бокорезы перекусят часть жил или весь провод, а если зажать слабо - изоляция останется на месте, растянется, поцарапается или прорвется.

Плюсы:

 - подходит для  любых типов проводов 

Минусы:
 - не позволяет снимать изоляцию с очень коротких проводов
 - если делать не аккуратно, то можно повредить провод

Способ третий – с помощью ножа, лезвия

можно зачистить провод ножом
  Небольшой нож с тонким и острым лезвием должен быть в арсенале каждого электронщика. Многие (и в том числе я) делают такой нож из куска испорченного ножовочного полотна. Таким ножом можно перерезать дорожки на печатной плате, отрезать ножки микросхем, предназначенных для демонтажа, обрезать и зачищать провода.
   Кладем провод на горизонтальную поверхность (важно чтобы она не была скользкой) и зажимаем его указательным пальцем левой руки. В правую руку берем нож и прикладываем его лезвием к изоляции. Поворачиваем провод указательным пальцем, одновременно нажимая на нож и двигая его вместе с проводом. Когда провод повернется на один оборот, можно попробовать стянуть с него изоляцию. Если она не снимается, снова повторите эту процедуру. Будьте аккуратны, слишком сильный нажим на нож может обрезать часть жил, а то и весь провод. Причем первое даже хуже, потому что такой провод будет не надежным и невзначай порвется у вас уже на макете.

Плюсы:
 - подходит для  любых типов проводов  
 - позволяет снимать изоляцию с коротких проводов

Минусы:
 - если делать не аккуратно, то можно повредить провод
 - проблематично очищать очень тонкие провода – они скользят и плохо крутятся, можно переборщить с усилием и задеть жилы провода

Способ четвертый - с помощью паяльника

можно снять изоляцию с помощью паяльника   С помощью паяльника можно снимать изоляцию с проводов в поливинилхлоридной оболочке. Кладем провод на горизонтальную поверхность, придавливаем его нагретым жалом паяльника и проворачиваем. Изоляция в месте соприкосновения с жалом выгорит и ее можно будет легко снять пальцами, пинцетом или плоскогубцами.
   Также таким способом удобно снимать изоляцию со шлейфов. Кладем шлейф на горизонтальную поверхность и медленно проводим по нему нагретым жалом паяльника сначала с одной стороны, затем с другой. Зажимаем изоляцию ногтями или плоскогубцами и пытаемся оторвать. Если не поддается, а просто растягивается – повторяем процедуру с паяльником.


Плюсы:
 - не повреждает провод
 - позволяет снимать изоляцию со шлейфа.
 - позволяет снимать изоляцию с проводов любого диаметра

Минусы:
 - расплавление изоляции сопровождается неприятным запахом
 - подходит только для проводов в поливинилхлоридной оболочке

Способ пятый - с помощью "обжигалки"

обжигалка   
   Я не знаю, как правильно обозвать этот инструмент, но на моей работе матерые электронщики все как один называют его обжигалкой. В простейшем случае он представляет из себя большую плассмассовую ручку, у которой с одной стороны находятся две клемы, удерживающие  нихромовую нить, а с другой стороны длинный провод с вилкой. На ручке еще имеется кнопка. Обжигалка потребляет ток порядка 3-5 А при напряжении питания в 6 вольт.
   При пропускании электрического тока нихромовая нить разогревается до красного свечения, что позволяет оплавлять даже фторопластовую изоляцию. Желательно использовать этот способ при наличии вытяжки на рабочем месте.

Плюсы:
 - не повреждает провод
 - позволяет снимать изоляцию с любых проводов в любой оболочке

Минусы:
 - нужен мощный источник питания
 - расплавление изоляции сопровождается выделением вредных веществ
а вот так выглядит обжигалка

Способ шестой - стриппером

зачищаем провод стриппером
  Ну и, наконец, изоляцию с проводов можно снимать специальным инструментом – стриппером. (англ. wire stripper). Существует несколько разновидностей стрипперов, я вот, например,  пользуюсь тем, который изображен на фотографии. Это так называемый автоматический стриппер.
   Он недорогой (~250-300 рублей), позволяет снимать изоляцию с проводов сечением  0,2 - 6,0 мм? ,  имеет ограничитель длины снимаемой изоляции, регулятор прижимного усилия и нож для обрезания проводов. Позволяет легко, быстро и безопасно снимать изоляцию с одножильных и многожильных проводов. В принципе им можно очищать и шлейфы, но только узкие – на 6-7 проводов.
 

Плюсы:
 - очень удобно пользоваться
 - быстро снимает изоляцию
 - подходит для любых типов проводов
 - не повреждает провод

Минусы:
 - можно сказать, что их нет


стриппер

Comments   

# Guest 2010-08-29 20:43
Да, и для всех способов, особенно для первого - не забыть обесточить провода!
# Guest 2010-08-29 20:47
И ещё - снимать изоляцию можно с помощью зажигалки. Очень удобно с её помощью заголять провода во фторопластовой изоляции (МГТФ). Зачищать её сложно, а в пламени зажигалки она скукоживается оголяя жилы.
# Guest 2010-08-30 12:18
про МГТФ и зажигалку спасибо, а я блин мучался :-)
# Pyku_He_oTTyda 2010-08-30 13:37
Quoting Сниук:
про МГТФ и зажигалку спасибо, а я блин мучался :-)

При горении фторопласта выделяется фторофосген:(
# САБ 2010-08-30 20:29
При этом если жилки тонкие - они сгорают, если толстые - окисляются и паяются хуже. В обоих случаях медь отжигается, что не есть хорошо.
Перепробовал разные способы, но ничего лучше правильных острых бокорезов не нашел.
# Guest 2010-08-30 12:16
Еще есть метод с помощью бокорезов. Нужно надрезать изоляцию с одного или двух краёв провода и стянуть изоляцию ногтями) очень быстро если наловчится
# Гость 2011-10-03 15:25
Quoting Гость:
Еще есть метод с помощью бокорезов. Нужно надрезать изоляцию с одного или двух краёв провода и стянуть изоляцию ногтями) очень быстро если наловчится

А ещё лучше зубами.
# Pashgan 2010-08-30 19:27
Тоже не пользовался зажигалкой, но теперь буду знать. Хотя много проводов таким способом не заделаешь.. Впрочем как и зубами.
# Guest 2010-08-31 04:39
О, я по этой теме тоже отписался. Ты видел вот такие бокорезы как у меня?

http://bsvi.pp.ua/melkie-instrumenty

Офигительно удобная для зачистки штука. Хотя, думаю, полноценный стриппер удобнее будет. Нужно и себе прикупить.

Зажигалка - зло. Вони много, а стриппером быстрее и точнее.
# Guest 2010-08-31 04:44
Ха, попробовал зажигалкой МГТФ. Действительно рульно выходит.
# Pashgan 2010-08-31 18:53
Да, видел. Тоже удобная штука.
# tench 2010-09-01 18:51
Если нужно зачистить медный провод где в качестве изоляции используется лак и диаметр провода менее 0,5мм то подойдет способ таблетка аспирина и прогретый паяльник с нужным количеством припоя на жале. Провод на таблетку и проводим жалом паяльника по проводу, при этом кислота разрушает лаковую изоляцию и провод облуживается.Бо льшой минус - ОЧЕНЬ ЕДКИЙ ДЫМ! Лучше на время задержать дыхание :-)Плюс - диаметр провода не уменьшается и он к тому же сразу облуживается.
# Pashgan 2010-09-01 19:55
Так аспирин вообще можно использовать вместо флюса, если ничего под рукой нет... А дымок там действительно ужасный. Так в нос бъет, что мама не горюй.
# Rigel 2011-12-01 14:29
Quoting Pashgan:
Так аспирин вообще можно использовать вместо флюса, если ничего под рукой нет... А дымок там действительно ужасный. Так в нос бъет, что мама не горюй.

Вместо аспирина применяю таблетку гидроперита - эффект тот-же, а вони почти нет!
# САБ 2010-09-01 20:42
Аналогично можно тянуть провод, прижимая паяльником к кусочку ПВХ изоляции. Лак также разрушается а дым менее вонюч. Но еще лучше использовать специальный провод - ПЭВТЛ или аналогичный. Он лудится и без аспирина. Кго можно добыть из трансформаторов импульсных блоков питания - зарядок от мобилок или дохлых компьютерных БП.
# Guest 2010-09-02 18:47
И где такие обжигалки бывают?????
# Pashgan 2010-09-02 19:16
дык.. известно где.. в нашем любимом оао "Российские космические системы" ;-)
# Megakoteyka 2010-12-01 14:16
в нашем любимом ОАО еще и не такое бывает ))
# Pashgan 2010-12-05 16:21
Тоже из тех краев?
# San 2010-09-06 17:21
Есть ещё один инструмент (в шараге научился):
Берём подходящего размера крокодила и припаиваем к его кончикам обломки лезвия от выдвигающегося ножа остриями параллельно друг к другу ||. Получается, что в сжатом состоянии острыми частями ножи упираются друг в друга. Зазор между ними регулируется винтом, который вкручивается в одну из губок крокодила и упирается в другую.
Работает так: зажимаем кончик провода между лезвий и проворачиваем, держа крокодила за одну из ручек, вокруг проводка. Затем стягиваем изоляцию с кончика.
Если что непонятно, пишите мне - нарисую или ещё как объясню.
Девайс хороший, особенно для МГТФа!
Делали мы там на практике фумигаторы и сушилки для обуви на их основе, получая 40 копеек за штуку. Тогда-то я и понял, что сдельная оплата - это не моё! :)

P.S. "Обжигалки" не советую, если не имеете вытяжку на улицу, потому что изоляция бывает довольно токсичная, да и воняет уж очень в комнате.
# Guest 2010-09-06 21:33
Хитро придумано.
# Guest 2010-09-24 10:58
При использовании бритвочек всё очень хорошо для МГТФ, только случается перерез, который незаметен, и со временем происходит облом запаенного проводника.
# San 2010-09-27 14:26
Quoting Anatoly Ho:
При использовании бритвочек всё очень хорошо для МГТФ, только случается перерез, который незаметен, и со временем происходит облом запаенного проводника.


Согласен, данный способ подходит не всем. :-)
# Guest 2010-09-06 20:03
Все что угодно-только не способ "первый"! Лучше бокорезы с проточкой по диаметру провода.
# Guest 2010-09-23 19:18
Бокорезами, только плоской стороной наружу, как показано на фотографии
# foxit 2010-11-02 18:05
А какого диаметра провод МГТФ удобней оспользовать?
# San 2010-11-02 20:11
Quoting foxit:
А какого диаметра провод МГТФ удобней использовать?

Удобнее потолще, но он дороже стоит. А вообще - выбирается по максимально допустимому току для данного сечения.
# Aleot 2011-01-05 17:33
Еще один способ для тонких проводов: ногтями
# Pashgan 2011-01-20 13:25
Это только для проводов в поливинилхлорид ной оболочке. Фторопластовую оболочку ногтями фиг сдерешь.
# escape 2011-02-08 15:37
По поводу Электроножа-обж игалки могу посоветовать эту вот вещицу: Электронож ЭН-01

С МГТФ справляется отлично, но конечно будет "пахнуть". кстате на военных предприятиях разрешен только такой способ, так как нет риска повредить провод.
# polanat 2011-05-01 08:03
"Обжигалка" без коментариев
# Анонимус 2012-01-19 12:54
Еще один способ с зажигалкой: нагреть зачищаемый конец провода в пламени, до температуры чуть ниже плавления и быстро стянуть изоляцию ногтями. Если наловчиться, быстро и аккуратно получается. Не подходит для МГТФ.
# ЕЕЕ 2012-02-09 20:16
По роду своей деятельности довольно часто приходится снимать изоляцию с телефонного провода, на которые цепляются разъемы RJ 11 и RJ 12.
Внешнюю изоляцию снять не сложно (ножом, кусачками). А вот очистить изоляцию самих жил проблематично. Ни нож, ни кусачки, ни стриппер желательного результата не дает. Единственный дешевый способ, который подходит в полевых условиях - зажигалка. Разогреваю изоляцию в пламени до размягчения оной и быстро стягиваю ее ногтями или пинцетом, если есть.
Если сжигать изоляцию - сгорают и сами токопроводящие жилы.
# Зубастик 2012-02-06 05:53
А я зубами изоляцию снимаю 8)
# YuriyR 2012-02-12 20:30
по МГТФ - нарезаем много много кусков провода, макаем конец в канифоль а затем в расплавленный в тигле припой. Результат куча луженых проводов за короткое время. Так на радиозаводе делают. У них там специальный аппаратик для нагревания припоя.
# Vladimir83 2012-12-02 12:05
Мне надо было снять изоляцию со всего провода, в домашних условиях - провел старой одноразовой бритвой с тремя лезвиями вдоль провода, и срезало изоляцию как раз до металлического провода! А потом просто руками разделил изоляцию и провод! Заняло пару минут, а до этого морочился и с ножом, и с кусачками, и с огнем.
# SMV 2013-01-08 23:00
Спасибо за инф на сайте - подсмотрел по WinAVR :)Замечание по технологии.
Обжигать провода в тефлоновой-фтор опластовой изоляции не просто "вредно" а опасно, так как образуется газ схожий с фосгеном. По крайней мере нужна вытяжка в обязательном порядке.
# ivashkajz 2013-11-03 18:50
когда я был в армии, мои сослуживцы если очень хотели в госпиталь, просили меня принести им фторопласта, добра этого было навалом в армейской электрике, они его забивали в сигарету и курили, я был в ужасе от этого, они становились красными, температура, пот бежит ручьём, трясутся, одного вида было достаточно чтобы незамедлительно увезти в госпиталь :-)
# Pashgan 2013-11-05 20:19
Вот уж действительно изобретательнос ть.
# анд ррр 2013-12-24 22:34
когда я был в армии,
я, как получалось,стар ался от пулек уворачиваться,
а эти бараны курили(!!!) фторопласт.
Впечатлили.
# Алекс 2014-09-22 15:58
Стриппер, указанный здесь - сойдёт вместо бокорезов, также может либо перекусить провод, либо не зачистить. Хороший стриппер имеет круглые углубления для каждого сечения провода, чтобы только изоляцию надрезать, не трогая жилу.
Про бокорезы следует более подробно описать. А именно всегда задаюсь вопросом - как правильно ориентировать режущие кромки? Подсказываю для всех - чтобы сторона заточки смотрела в сторону, противоположную движению инструмента. (http://ydoma.info/electricity-zachistka-izolyatsii-provoda.html)

У вас недостаточно прав для комментирования.